Español  English  Français  Italiano  日本語  русский  Català 

 

История фламенко

Flamenco Barcelona El Flamenco

 

История фламенко; Достояние человечества – музыка, танец и инструменты.

 

Фламенко – постоянно развивающееся искусство, которое начало принимать форму в середине XIXвека с появлением музыкальных кафе. Танец, песня и удары ладонями создают эту форму цыганского самовыражения, скрытую в их тесном мире: цыганские обычаи и стиль жизни вышли из-под запрета в 1783 году.

С момента «цыганского взрыва» в Испании в 1925 году развиваются основы этого искусства, считающегося одним из важнейших на западе. Страдающий народ, который дискриминировался и угнетался в течение многих веков наконец нашел приют вместе с товарищами по несчастью – арабами и евреями.

Фламенко, как известно, - истинно андалузский феномен, это результат народных танцев и песен, которые переняли и адаптировали под себя цыгане. И из этой смеси андалузской музыки, этого смешения тысячелетних культур появилось искусство фламенко, которое цыгане нарядили и представили со свойственной им страстью.

Страдания и протесты – это то, что выражает фламенко «хондо», освобождаясь в песне, танце и музыкальных инструментах. У фламенко есть ответ на любое настроение, несмотря на его трагическую окраску, в нем есть и радостная, оставляющая позади все горести, составляющая, выражающая всю красоту, радость и соль цыганской земли.

Цыгане, как находчивый и талантливый народ, нашли новый способ прокормить свои семьи, сделав профессией их природные дарования.

Король Карл IIIдал им приют в районе Триана, и с тех пор Севилья без Трианы – как человек без одной руки.

Фламенко – это народный музыкальный феномен, традиционный, наиболее важный на западе, которым в настоящее время наслаждается весь мир. Хотя три основы фламенко – танец, музыка и музыкальные инструменты – считаются достоянием человечества ЮНЕСКО и распространены во всех странах мира, их нужно анализировать исходя из истории Андалусии, их родины.

РОДИНА ФЛАМЕНКО

Андалусия – это смесь культур, уникальный ковер, сплетенный лучшими нитями средиземноморских цивилизаций. Все они оставили свой след в культуре Андалусии.  Первые поселенцы оставили нам пещеры Ромераль и Манга в Антекере (Малага), пещеру летучих мышей в Гранаде, Пилета в Малаге и Летрерос в Альмерии. Чаши, бронзовые и медные скульптуры... Феникийцы оставили монеты и саркофаг Гадес; иберы – льва Баэса, даму Баса, барельефы и множество статуй и инструментов. Греки – такие города как Гадес, Секси, Абдера, сегодня Кадис, Альмуньекар, Адра и Малага. Римляне встретили в Бетике – нынешней Андалусии – свой серебряный век. Два императора в Севилье – Адриан и Трахано; семья Сенека и Лукано в Кордобе; монументальные города, Италика, Мульва, Кордува, Испалис... Мосты, улицы, районы, статуи, мозаики и керамика по всей Бетике – наследие Рима. Раннее христианские и вестготские представители – Осио, епископ Кордобы и Сан Исидоры Севильи; рельефы Кордобы, Эсиха, Алькаудете, Осуна, Лебриха, а также сокровища Торредонхимено.

В средние века в Андалусии господствовало арабо-андалусийское искусство. Кордоба – мировая держава, Аль-Андалус становится центром средиземноморской культуры наравне с Алехандрией. Мечеть Кордобы, Медина Асара, Хиральда в Севилье, Альгамбра, многочисленные крепости, библиотеки, сады, фабрики – представители этой цивилизации.

Известны церкви периода Реконкисты (римские, в готическом стиле с присутствием арабских элементов), такие как Санта Марина, Сан Лоренсо и Сан Педро в Кордобе.

В Таблао Кордобес можно увидеть репродукцию назарейской архитектуры – дворца Альгамбры в Гранаде, выполненную известными художниками-реставраторами дворца Альгамбры.

Представители арабского искусства – это Санта Мария де ла Олива в Лебриха, монастырь Рабида, башня Фадрике и Алькасар Севильи. Готического – Сантьяго де Утрера, собор Севильи, Баэса или Гранады. Эпохи Возрождения – дворец Карла Vв Гранаде, дворец Каденас в Убеде, собор Гуадикс, мэрия Баэса или Севильи, помимо множества картин и фресок в Гранаде, Севилье, Кордобе, выполненных Алеха Фернандес, Пабло Сеспедес и Педро Мачука.

Регион богат живописью барроко, в который Андалусия привнесла свой колорит. Известны каменная кладка, резьба, серебро и ювелиры от раннего барокко до рококо. Архитектура барокко наполняет весь юг: соборы в Хаене, Кадисе, Саграрио в Гранаде, табачная фабрика в Севилье, монастырь Мерсед, больница Каридад, церковь Магдалена, Санта Мария Ла Бланка, Сан Луис или дворец Сан Тельмо; или мекка андалусийского барроко – Асунсьон Приего в Кордобе.

Но Андалусия также неоклассическая: собор Уэльвы, мост Триана, церковь Сан Ильдефонсо в Севилье, площади Агулар де ла Фронтера и Арчидона, капелла Санта Куэва в Кадисе, кварталы Ла Каролина в Хаене, сады Чурриана в Малаге, дом Фонда Яандури в Севилье...

Современность и авангард отражаются в Рабочем Университете Кордобы, рынках Альхесирас и Малаги, и особенно в Ибероамериканской выставке в Севилье, площади Испании, станции Кордобы и королевского ювелирного дома.

Эпоха фламенко

Хотя в истории Бетики упоминаются традиционные танцы и песнопения, вряд ли Телетуса или Зириаб исполняли алегриас или танго. Андалусия – земля музыки, но возраст фламенко как определенной эстетики не превышает двух или двух с половиной веков, а его современной формы – не более полутора веков. После эпохи Католических Королей, изгнания арабов и евреев, кастильского перенаселения, инквизиции, южный фольклор сильно изменился. Народные песни и танцы постепенно приняли массу форм и этнических оттенков. После правления Карла IIIнарод получил разрешение на самовыражение.

В тот период начали появляться записи о новых формах танца фанданго, поло и сарабанда Хосе Кадальсо в его «Марокканских письмах» в 1789 году. Эстебанес Кальдерон в 1846 году публикует Генеральную ассамблею дам и господ Трианы и в 1847 году – Андалусийский сцены, где уже существуют любимые публикой цыганские представления. Музыкальные кафе появились в 1947 году, именно в это время окончательно сформировалось искусство фламенко под эгидой певца Сильверио Франконетти.

В музыкальных кафе зародилось цыганское искусство Трианы, Кадиса, Хереса, Лос Пуэртос и Сакромонте Гранады, танцы академии братьев Баррера, школа болеро и все то, что вскоре стало называться «фламенко».  Таким образом, нельзя говорить об этом особом искусстве как отдельной дисциплине до середины XIX.

Истоки фламенко

Появление фламенко не было бы возможно без цыган, без них фламенко было бы чем-то иным. С самого начала цыгане стали идеологами фламенко, добавляя ему их ритм, жесты, железный голос и особую манеру понимания музыки. С северо-запада Индии цыгане разбрелись по всей Азии, Европе и Африке в VIII-XIвеках. В Испанию они попали в 1425 году через Каталонию, и через некоторое время обосновались в Андалусии. После трех веков сожительства с самыми разными народами, объединенными преследованиями, бедностью и изгнанием – арабами, обращенными евреями и андалусийскими нищими – они появились перед публикой, вызывая интерес к своей культуре зарубежных писателей и художников (Густав Доре, Вашингтон Ирвинг, Антуан Латур, Шарль Давилье), которые оставили важные заметки о жизни того времени.

Это искусство и музыкальная культура появились в Андалусии и это достояние всех ее обитателей, не только андалусийские цыгане исполняют фламенко, но именно они придали ему силу и глубину.